02:59 

06.10.2012 в 17:21
Пишет катрин-ангел:

История #1: Язычество на Руси
#история

Узнаю много интересного. Если кому-нибудь будет интересно, могу и дальше продолжать один-два раза в неделю рассказывать то, что узнала.
В своих постах я использую как мою интерпретацию информации, полученной на занятиях, так и отрывки из статей, найденных в интернете при самостоятельной подготовке. Ссылки я не сохраняю, так что откуда та или иная информация - не скажу. Но вы вполне можете задать вопросы по какому-то определённому аспекту. Если смогу - отвечу. Нет - интернет вам в помощь.


Готовлюсь к завтрашнему занятию с репетитором по истории. На прошлый раз я взапой читала "Повесть временных лет", в этот - пытаюсь разобраться в пантеоне славянских богов и вообще в их язычестве. Это очень интересно, но, блин, такая санта-барбара... Вы только посмотрите, на краткую и примерную схему их родства!


Но начну по-порядку.

Во-первых, про язычество на Руси в целом.
Славянское язычество почти не отличалось от любого другого варианта политеистической религии (многобожия), например древнегреческого. Пантеон богов такой же широкий и многообразный, как я уже сказала, схож с Европейскими пантеонами, всё боги являются родственниками. Но есть и чисто русская особенность (во всяком случае это мало распространено в мире): часть богов в прошлом были людьми.

Пойдём далее.
Каждая религия относится к человеку по-разному. В язычестве человек - деятель. Это значит, что он существует в мире чтобы изучать его. Человек любопытен, и это приводит к некоторым следствиям, к которым я вернусь чуть позже.

Теперь можно поговорить о мире, точнее о его представлении.
Языческий мир - сотворённый.
Все народы знают самого первого бога - это живая, творящая мыслью, бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Космос один, и, одновременно, его бесконечно много. В «Книге Велеса» записано: «Бог — един, и множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов».
Все, что существует, - лишь малая Его часть. И у Него великое множество имен. Древние русы и славяне знали его как Всевышнего, иногда сокращая имя до Вышнего, или еще проще - до Вышня. Другой арийский народ, индийцы, называли бога - Вишну.
Именно Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, из которого, разбив, вышел его сын - Род. Этот бог начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники.
Сын Всевышнего (Род) разделил мир на три части: верхний, средний и нижний.
Верхний находится в небесах. Там обитают боги, которые правят людьми. Они поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим. Он нам явлен богами, и поэтому его имя - Явь. Нижний - мир прошлого. Туда уходили предки. Это - Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны. Наши предки выходцев с Того света называли «навьими» людьми.
Род родил Сварога — великого бога, который довершил творение мира. От него пошло множество других богов и богинь. Сейчас же важно понять, что Всевышний, Род, Сварог и все последующие боги, герои и люди не были независимыми от родителей, родственников и друг от друга. Все они — проявления первых богов, их уменьшенная копия, хотя каждый имел собственный характер и отличия от других. Главная особенность славяно-русской веры в том и состояла: все в мире едино - боги и природа. И люди, которые называли себя внуками, но никак не рабами богов. То есть люди и боги были кровными родичами, а не чужими друг другу созданиями.

Итак, мы выяснили, что мир делится на три части. Но необходимо добавить ещё две вещи.
Первая. Мир конечен, у него существуют чёткие границы. То есть существует плоская земля - Явь - наш мир, верхняя половинка скорлупы того самого яйца - Правь - она располагается над нами как небесный купол со звёздами и прочим (купол этот, кстати, возможно поднять и выглянуть наружу - есть множество сказок, рассказывающих о похождениях героев, которые достают оттуда то гребень, то ещё какую-нибудь вещицу - это к слову о деятельности человека) и нижняя часть скорлупы - Навь - мир предков. Наш мир, то есть Правь, является плоским неделимым слоем, но остальные два мира многослойны и чётко структурированы.
Второе уточнение. У славян не было деления на хороших и плохих. Приведу пример из более близкого нам христианства. Подземный мир - Ад, плохой, дьявольский, Небесный мир - Рай, праведный, Божественный. В язычестве такого не было. Все слои верхнего и нижнего миров населены разными существами, и все они могут передвигаться из мира в мир. Единственная разница между Правью и Навью в том, что в Нави всегда холодно, а в Прави вечная весна.

В этом месте мы поговорим о смерти.
В понимании славян смерть не являлась концом. Здесь надо вспомнить, что у деятельного человека всегда есть выбор, как при жизни, так и после смерти. Умерев, человек сам решает, оставаться ему в мире предков или перерождаться заново в виде домовых, лесовых, водяных и прочих духов-покровителей своей семьи и природы. Если при жизни человек сделал много хорошего, то у него есть право стать одним из богов. Но даже просто оставшись в нижнем мире, он может исследовать все оставшиеся многочисленные и разнообразные миры.


Теперь о родстве богов.
На самом деле, я так и не разобралась по-хорошему в их связях (если кто-то знает, где найти подробную и понятно рассказанную информацию - буду благодарна), но основа в следующем.

Все славянские боги, которые входили в древний языческий пантеон, делились на богов солнечных и богов функциональных.
Верховным божеством славян был Род.
Солнечных богов было четыре: Хорc, Ярило, Даждьбог и Сварог.
Функциональные боги: Перун — покровитель молнии и воинов; Семаргл — бог смерти, образ священного небесного огня; Велес — черный бог, владыка мертвых, мудрости и магии; Стрибог — бог ветра.
Славяне издревле отмечали смену времен года и смену фаз солнца. А потому за каждое время года (весну, лето, осень и зиму) был ответственен свой бог (Хорc, Ярило, Даждьбог и Сварог), особо почитаемый на протяжении всего сезона.
Богу Хорсу поклонялись в период между зимним и весенним солнцестояниями (с 22 декабря по 21 марта); Яриле — между весенним и летним солнцестояниями (с 21 марта по 22 июня); Даждьбогу — в период между летним и осенним солнцестояниями (с 22 июня по 23 сентября); богу Сварогу — между осенним и зимним солнцестояниями (с 23 сентября по 22 декабря).
Для обозначения доли, удачи, счастья славяне использовали общее для всех славян слово «бог». Возьмем, к примеру, «богатый» (имеющий бога, долю) и «убогий» (противоположное значение). Слово «Бог» входило в имена различных божеств — Даждьбог, Чернобог и др. Славянские примеры и свидетельства других наиболее древних индоевропейских мифологий позволяют видеть в этих наименованиях отражение древнего слоя мифологических представлений праславян.
Всех мифологических существ, отвечающих за. тот или иной спектр человеческой жизни, можно разделить на три основных уровня: высший, средний и низший.
Так, на высшем уровне расположились боги, чьи «функции» наиболее важны для славян и которые участвовали в самых распространенных сказаниях и мифах. К ним можно отнести таких божеств, как Сварог (Стрибог, Небо), Земля, Сварожичи (дети Сварога и ЗемлиПерун, Даждьбог и Огонь).
На среднем уровне находились божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов, такие, как Род, Чур у восточных славян и т.п. К этому уровню, возможно, относилось и большинство женских божеств, несколько менее уподобленных человеку, чем боги высшего уровня.
На низшем уровне разместились существа, которые были менее уподоблены человеку, чем боги высшего и среднего уровня. К ним относились домовые, лешие, русалки, упыри, банники (баенники) и т.д.

К теме о похожести язычества у разных народов.
На родовом дереве славянских богов явно вырисовывается все та же «египетская трагедия»: Морена, будучи дочерью Сварога – представляет собой равновесие (любовь неверную, Небетхет), она не добрая и не злая, но и добрая и злая (она принимает разные формы, как и сама «любовь») между навью и правью, как жена Кощея (Сета), от которого имеет 5 детей, и жена и сестра Велеса (Осириса), от которого имеет 4 детей, при этом Велес женат на Мокоши (Исиде). От Велеса и Мокоши, рождается Ярило (Тур).

И далее, во многих источниках, выясняется, что Велес - это Чернобог, оборотень-бог, проверяющий богатырей на силу в сказках (серый волк и пр.), поддерживающий и Правь, и Явь. Трехликий, ибо принадлежат ему Золотое, Серебряное и Медное царства (согласно русским сказкам все они лежат в Нижнем мире и в каждом по пряхе-норне (бабе Яге), Чернобог - навий ("злой") бог и противопоставлен Световиту - Белобогу и главе пантеона. Если Световит - Белобог - бог Яви и Прави, то Велес - как Чернобог - бог Нави и Прави. В Прави они едины - как имена Рода.



Одно из имен Велеса "Мокоса с воловьей головой", а Яга - Мокош или Морена - это даже, в некоторых источниках, женская ипостась Велеса.
Мокош и Морена – стали представляться, как одно, обе они связаны с морем, мором, русалками, любовью, плодородием и колдовством, в тоже время и Велес-Кощей-Чернобог – тоже представляются, как одно (как синтез Сета и Осириса), при этом они родители, кроме прочих, Ярилы (Тура).
О всех богах в общем и по отдельности можно прочитать на википедии


И ещё немного о связи богов и людей:
Муж Лели или Турицы, отец Кия, Щека и Хорива и сестры их Лебеди (Лыбеди). «От них произошел славянский род, живущей доселе. И тогда впервые поставили славяне мольбище в городе Киеве». «Род Щека пришел к Карпатам и к Чехам», Хорив к Хорватам (отсюда все русские сказки о трёх братьях). - историю об этом можно прочитать в Повести временных лет.
Отрывок про Кия, Щека и Хорива:
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: „На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то – Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.



На этом закончу на сегодня. Надеюсь, вышенаписанное будет для кого-нибудь хоть немного полезным или хотя бы интересным.
Просьба, проголосуйте, пожалуйста, если не сложно.


URL записи

@темы: Что-то свое, Информация

URL
   

Quote_pad

главная